Автор Тема: Новосибирские истории  (Прочитано 1261 раз)

Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Новосибирские истории
« : 25-01-2017 16:40:18 »
Тайны кинотеатра «Победа»: факты почти вековой истории.

Легендарный новосибирский кинотеатр в январе отметил свой 91-й день рождения.

Малоизвестные факты из жизни юбиляра, узнали, что творилось в подвале кинотеатра в начале прошлого века и откуда из здания открывается самый красивый вид на женские ножки.

Три названия
Разные поколения горожан знали знаменитый кинотеатр под разными именами. Изначальное громоздкое «Пролеткино», данное кинотеатру при рождении в 1926 году, сменилось хлестким революционным «Октябрем», а позже стало всем нам знакомой «Победой».

Серп и молот
По задумке архитектора, с высоты птичьего полета форма здания должна была напоминать серп и молот, но из-за постоянных пристроек архитектурная целостность со временем потерялась.

Исчезнувший Дворец труда
Долгое время кинотеатр был частью целого комплекса под общим названием Дворец труда, он должен был стать украшением большой широкой магистрали, которую так и не построили.

Дворец труда, как единый ансамбль, просуществовал девять лет, после чего был условно разделен, а здание самого кинотеатра серьезно реконструировано и получило новое имя – «Октябрь». В здании бывшего Дворца труда сейчас размещается Академия водного транспорта (НГАВТ).

Первый фильм
До войны в фойе кинотеатра звучал джаз в исполнении живого оркестра. Тогда это был самый большой кинотеатр города, где уже в тридцатые годы крутили звуковое кино. Первый игровой фильм, вышедший на экран кинотеатра, назывался «Мусульманка» - на модную в те годы тему о судьбе восточных женщин. Критики назвали фильм неудачным.

Досталось от критиков и самому кинотеатру. В газетах писали про тесное фойе, несоразмерное зрительному залу. Билеты на фильмы в «Пролеткино» стоили от 20 до 80 копеек, что равнялось по тем меркам зарплате лоточника или швеи.

Киностудия в подвале
Первая киностудия Новосибирска располагалась в подвале «Пролеткино». Там была оборудована лаборатория обработки пленки и монтажная комната.

В конце 1920-х годов в связи с кормовыми затруднениями по заданию партии был изготовлен фильм «О чем мычит корова». Картина учила, как изжить бескормицу у коров. Учитывая исключительную важность ситуации, тогда было изготовлено 50 тысяч метров пленки с этим фильмом и разослано по сибирским деревням.

Военный завод
Во время войны в здании размещался завод имени Коминтерна, эвакуированный из Ленинграда. Все помещения были заставлены станками, из крыши торчали трубы. Там, где раньше смеялись над кинокомедиями, теперь делали патроны и радиоаппаратуру для фронта.

Роль завода оказалась для кинотеатра убийственной: к концу войны оно было практически разрушено нещадной эксплуатацией. После войны здание пришлось отстраивать заново.

Воскрешение
К середине 1990-х годов здание кинотеатра изрядно обветшало и больше не могло принимать зрителей. «Победу» закрыли, и любимый новосибирцами кинотеатр был предан забвению.

«Воскресили» его через 15 лет. Для восстановления была приглашена творческая команда архитекторов из Италии, Америки, Финляндии и Эстонии.

Лепнину, украшающую интерьер и значительно пострадавшую за годы постсоветских кризисов, решено было восстановить в первозданном виде. Также оставили белоснежные колосья, пятиконечные звезды, фигурные деревянные двери и прочие элементы социалистической «старины». Реконструкция обошлась в 10 миллионов долларов.

« Последнее редактирование: 27-01-2017 00:28:16 от htv »

Оффлайн skipper

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 36
  • -Получено: 128
  • Сообщений: 1522
  • Я есть, я не могу не есть
    • Награды
  • Клубный номер: 4
  • Я езжу на : Great Wall Hover 3
  • ВКонтакте:
  • Город: Новосибирск
  • Район: Золотая Нива
  • Instagram:
Re: Новосибирские истории
« Ответ #1 : 25-01-2017 17:09:36 »
Тема интерсеная
В здании бывшего Дворца труда сейчас размещается Академия водного транспорта (НГАВТ).
НГАВТ уже стал университетом, теперь СГУВТ (Сибирский Гос Университет Водного Транспорта)
Здание Водника было изначально 3-х (вроде) этажным, потом его надстраивали 2 раза, в итоге это 6-этажное здание.
Есть байка, что в Советские времена недалеко от водника стояла пивнушка, и когда перед зданием Дворца Труда ставили памятник Ленину, специально (может и случайно) направили его руку на здание с пивнушкой.
Еще одна легенда - от Дворца труда есть тайные тунели до оперного, тюрьмы НКВД, ЖД вокзала
Не знаешь что делать? ЖМИ!!!
Мы можем сделать чего угодно, мы можем выпить чего попало .... © Коридор
"это не страна, это Россия.." © Салтыков-Щедрин

Оффлайн skipper

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 36
  • -Получено: 128
  • Сообщений: 1522
  • Я есть, я не могу не есть
    • Награды
  • Клубный номер: 4
  • Я езжу на : Great Wall Hover 3
  • ВКонтакте:
  • Город: Новосибирск
  • Район: Золотая Нива
  • Instagram:
Re: Новосибирские истории
« Ответ #2 : 25-01-2017 17:13:48 »

нашел фотку.... а я и не знал, что у нас Ленина была Сталина
Не знаешь что делать? ЖМИ!!!
Мы можем сделать чего угодно, мы можем выпить чего попало .... © Коридор
"это не страна, это Россия.." © Салтыков-Щедрин

Оффлайн skipper

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 36
  • -Получено: 128
  • Сообщений: 1522
  • Я есть, я не могу не есть
    • Награды
  • Клубный номер: 4
  • Я езжу на : Great Wall Hover 3
  • ВКонтакте:
  • Город: Новосибирск
  • Район: Золотая Нива
  • Instagram:
Re: Новосибирские истории
« Ответ #3 : 25-01-2017 17:25:45 »
А вы знали, что наш Оперный театр задумывался совсем не как оперный театр.



Это удивительный пример эпохи великих мечтателей, которые не боялись ставить перед собой задачи космических масштабов! По первому проекту Гринберга и Киренского — "Дом науки и культуры "(ДНиК) — состоял из шести корпусов соединённых переходом. Потом к работе подключились Бардт и Курилко, которые разработали для ДНиК специальную систему «Теомасс», здание должно было стать «театром техники и реальной обстановки» (воздух, вода, техника, колонны демонстрантов и т.д. ). Проектировался «сверхмеханизированный театр планетарного типа», при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий, бассейн или панорамный кинотеатр. Была идея подвижного купола, который бы сдвигался, открывая звёздное небо, и на котором возможно устраивать световое шоу и светопроекцию. Купол разрабатывали швейцарский профессор Пастернак и инженер Матери, но они не смогли разработать технологию возведения купола, эту сложную работу выполнил молодой местный инженер Полыгалин, который достиг наивысшего предела рационального использования железобетона (рабочая оболочка купола всего 8 см! , это всего 1/750 часть диаметра!!! Если соотнести размеры с яйцом, то получиться тоньше яичной скорлупы).

Синтетический театр панорамно‑планетарного типа. В основу технологии положены идеи «Театрального Октября» Вс. Мейерхольда. Использование здания предполагалось многофункциональным. По проекту партер мог быть трансформирован в цирковую арену диаметром 12 метров с перемещением мест партера на просцениум. Арена, в свою очередь, могла быть трансформирована в бассейн для водных пантомим. Сцена театра имела доступ для массовых действий: праздничные колонны демонстрантов 1 мая и 7 ноября могли подходить к театру с Серебренниковской улицы, проходить по просцениуму и выходить с другой стороны зрительного зала, возвращаясь на улицу.
Форма здания продиктована технологией, основанной на системе Теомасс  Т.Бардта и М.Курилко. Основной зрительный зал диаметром 55,5 метров вмещал 3000 мест, из которых 2600 размещались амфитеатром, а 400 на перемещающемся просцениуме‑партере. Вокруг зрительного зала имелся широкий кольцевой тоннель, скрывающийся под амфитеатром и охватывающий первые ряды зала (расположены на подвижном просцениуме). Помещения под амфитеатром использовались для устройства двух рядов круговых платформ (фурок), движущихся скрытно под амфитеатром и открыто по просцениуму. Аналогичное кольцо движущихся фурок устроено в задней части здания вокруг арьерсцены. На фурках по ходу спектакля могли появиться «с улицы <…> автомобиль и трактор, и просто экипаж, запряженный лошадьми». На колосниковой сцене высотой 42 метра оборудовано два поворотных круга диаметром 12 метров, один из которых наполовину выходил за пределы сценической коробки и перекрывал движущиеся кольца просцениума. Вращающаяся круговая площадка сцены по диаметру разделялась на два полукруга, которые убирались в карманы сцены при необходимости передвинуть места партера для открытия цирковой арены.
Зрительный зал предполагалось перекрыть утепленным бетонным куполом, доходящим до пола зала. К куполу подвешивалась оптико‑акустическая поверхность, окрашенная белой светоотражающей краской и создающая экран для кино, проецируемого на потолок. Киноленты на таком куполовидном вогнутом экране, а также по основанию (окружности) купола предполагалось проецировать при помощи киноаппарата Н.Л.Минервина, дающего проекцию на 360 градусов. Освещение зала предполагалось сделать отражающимся от потолка, без люстр, плафонов и бра.
Композиция объемов театра, согласованная с его функциональными частями, строилась вдоль одной продольной оси. Она составлена из четко выявленных объемов вестибюльной части, зрительного зала, перекрытого куполом, сценической коробки с примыкающими к ней сценическими карманами, арьерсцены.

Эскизы ДНК


После критики и по сути разгрома конструктивизма, в 1933 году к руководству проекта и строительства подключается Борис Гордеев и его группа. С этого момента окончательно решено строить театральное здание «без выкрутасов». В 1937 году макет здания удостоили Гран-при на Всемирной выставке искусства и техники в Париже. К сожалению, в этом же году объявлены вредителями и арестованы Полыгалин и Бардт. Объект назван «самым большим и неудачным детищем конструктивизма»...

Теперь это один из самых известных и интересных символов Новосибирска, который по сей день потрясает своими масштабами и архитектурой, являясь центральной точкой города, его гордостью и славой!
Не знаешь что делать? ЖМИ!!!
Мы можем сделать чего угодно, мы можем выпить чего попало .... © Коридор
"это не страна, это Россия.." © Салтыков-Щедрин

Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #4 : 25-01-2017 17:39:58 »
Я с крыши Оперного салют смотрела, хоть это и запрещено )))

Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #5 : 27-01-2017 00:27:04 »
24 января 1939 года новый железнодорожный вокзал Новосибирска предстал во всем великолепии.

«Дворец на Транссибирской магистрали» имел вместительный вестибюль, отделанные гранитом два крыла лестниц, ведущих в зал ожидания, вмещающий около 2 тысяч человек.

Новый вокзал действительно стал гордостью всех новосибирцев и одним из крупнейших вокзалов страны.

На его строительство затрачено 14 миллионов рублей.




Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #6 : 31-01-2017 02:06:18 »
Трон с Вовкой из тридевятого царства

По ул. Крылова в Новосибирске установлена скульптура главного героя советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

3-метровый персонаж на троне выполнен из металла и полимерного пластика. Скульптуру создал Алексей Агриколянский, известный Новосибирску памятником первому светофору, лабораторной мыши в Академгородке и другим творениям.

«В городе должны быть не только серьезные памятники и скульптурные композиции. Должны быть такие места и скульптуры, посмотрев на которые, тебе бы захотелось улыбнуться. Поэтому Вовка. Он ребенок самый настоящий со своими странностями, со своим миром, со своими двойками», — объяснил Сергей Бондаренко.


Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #7 : 31-01-2017 02:19:56 »
В конце января 1930 года была снесена Николаевская часовня на Красном проспекте
 
Ломка началась в 4 часа дня. «Момент, когда крест был сброшен на землю группа (воинствующих безбожников) встретила шумными аплодисментами. Проживавшие под часовней жильцы-церковники выселены», - писала газета "Советская Сибирь" 30 января 1930.
 
Часовня была снесена по "единодушному требованию трудящихся масс", которые писали соответствующие письма в партийные органы.
 
Часовня простояла на Красном проспекте чуть более 15 лет. Автором храма был известный архитектор А.Д. Крячков, кстати, создавший проект на безвозмездной основе.
 
На месте снесённой часовни на высоком постаменте сначала поставили фигуру рабочего-молотобойца, в 1938 году его заменили на статую "вождя народов" Сталина, который взирал на площадь своего имени до самой осени 1961 года. Сейчас на этом месте киоски подземной ярмарки по ул. Горького.
 
Восстановлена часовня была в 1993 году, к 100-летию Новосибирска. Новую часовню нельзя было построить строго на месте старой - там уже находился оживленный перекресток Красного проспекта и Октябрьской магистрали. Поэтому новая часовня была смещена на 50 метров в сторону набережной.


Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #8 : 31-01-2017 02:23:24 »
Последний ледоход на Оби, март 1956
 
Каждый год в конце марта новосибирцы собирались на берегах Оби, чтобы посмотреть на величественный ледоход и встретить весну.

В 1956 году горожане посмотрели на последний ледоход - осенью этого года плотина перекроет Обь, и следующей весной лед останется в Обском море. Съемочная группа «Сибири на экране» знала об этом и решила снять последний ледоход на Оби для будущих поколений.

Оффлайн skipper

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 36
  • -Получено: 128
  • Сообщений: 1522
  • Я есть, я не могу не есть
    • Награды
  • Клубный номер: 4
  • Я езжу на : Great Wall Hover 3
  • ВКонтакте:
  • Город: Новосибирск
  • Район: Золотая Нива
  • Instagram:
Re: Новосибирские истории
« Ответ #9 : 31-01-2017 12:28:25 »
Трон с Вовкой из тридевятого царства

По ул. Крылова в Новосибирске установлена скульптура главного героя советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
о скульптурах и памятниках предлагаю вынести в отдельную тему... у меня есть очень хорошая подборка.. фото частично мои, частично найдены в сети. у нас есть на что посмотреть ))))
Не знаешь что делать? ЖМИ!!!
Мы можем сделать чего угодно, мы можем выпить чего попало .... © Коридор
"это не страна, это Россия.." © Салтыков-Щедрин

Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #10 : 31-01-2017 12:35:07 »
skipper,  с удовольствием!

Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #11 : 11-02-2017 22:52:56 »
Надпись «Новосибирск» на крыше концертного зала им. А.Каца видно из космоса.

Прочитать то, что написано на крыше концертного зала, могут только те, кто пролетает над городом на самолете или на вертолете, ну ещё птицы.

Надпись появилась по инициативе архитектора Владимира Ермишкина.

Плоская кровля уязвима при чистке снега зимой, и чтобы защитить кровельный ковер, было решено выложить его плиткой. Как выяснилось, плитку можно сделать разноцветной.

Так сначала появился российский триколор. Затем по снимкам со спутника рассчитали необходимый размер надписи «Новосибирск» и год постройки концертного зала «2013».


Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #12 : 15-05-2017 15:30:20 »
По воспоминаниям старожила А. Зильберга, первый в Новониколаевске автомобиль принадлежал Иннокентию Маштакову. Он получил его в подарок от своего отца, владельца первого универмага в городе, в 1907 году.

В книге Анатолия Брата «Сказ о городе» также упоминается автомобиль Маштакова: «Сам Кеша – реалист (ученик Реального училища – прим. автора). И автомобиль ему папаша Маштаков купил за успешное окончание очередного класса. На «Форде» Кеша катал, конечно, своих, из Реального». Однако, по статистике Томского губернского управления за 1912 год, Иннокентию принадлежал автомобиль фирмы «Даймлер» и был только один в городе. Стоит напомнить, что первое производство автомобилей было основано в 1888 году в Германии Карлом Бенцем. Чуть больше двадцати лет прошло с момента производства автомобиля, как эта новинка появилась уже в Сибири.

Тем не менее вопрос о владельце первого автомобиля в городе остается спорным. Например, в воспоминаниях Марии Конисской, внучки малороссийского писателя Александра Конисского, говорится о другом автовладельце Нововниколаевска начала XX века: «Город Ново-Николаевск, где мы живем, был, как я теперь понимаю, очень богат. «Пшеница», «мукомолы», «ссыпной пункт» — эти слова часто произносит папа. Имена местных и не местных богачей — Второв, Маштаков, их роскошные универсальные магазины, а у Второва даже автомобиль, единственный в городе». «Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями» имело 13 торговых точек по Сибири, в том числе и в Новониколаевске. Также существует мнение, что первый автомобиль в Сибирь привез из Америки один из сыновей бердского купца Горохова.

Заметим, что стоимость самого дешевого автомобиля в США за 1910 год превышала 1200 долларов, американец в среднем получал в месяц 100 долларов. Если перевести в рубли по соответствующему курсу, то стоимость автомобиля русскому господину обошлась примерно в 2 300 рублей, а средняя месячная зарплата составляла 13 долларов или по-другому -23 рубля, на которые в России можно было купить 2 тонны картофеля. Примечательно, что российские автомобили продавались дороже иностранных. Машины Русско-Балтийского завода стоили от 5,5 тысяч до 8,4 тысяч рублей.

В Россию в 1908 году было ввезено 1365 машин на сумму 3 миллиона 256 тысяч рублей. Увеличению ввоза способствовала чрезвычайно низкая таможенная пошлина – в пределах 5% от стоимости автомобиля. В Петербурге на август 1913 года было зарегистрировано более 2000 частных автомобилей. Сибирь же существенно отставала от столицы по числу автомобилей. По сведениям томского губернатора, в 1912 году в Томской губернии, включавшей современные Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области и Алтайский край, имелись 12 автомобилей и 3 мотоцикла. Один из этих мотоциклов, изготовленный в Бермингеме в 1908-1909 годах английской фирмой «Нортон», принадлежал выше упомянутому Иннокентию Маштакову и сейчас находится в Новосибирском краеведческом музее.

Несмотря на рост личного транспорта в городе, состояние дорог было не самым лучшим. В газете «Обская жизнь» за апрель 1910 года писали: «На многих улицах города весенней водой вымыло глубокие рвы, направленные и вдоль, и поперек улиц, что делает проход по ним почти невозможным. В настоящее время рвы эти заравниваются и чем же? Тем неизменным и бесплатным материалом, в избытке собранным в городе, - навозом». К 1913 году замощенная площадь в городе составляла лишь 21 тысячу квадратных саженей (примерно 100 тысяч квадратных метров).

У первых автомобилистов было множество проблем: дороги, запчасти, несовершенство самой машины. Один из первых автомобилистов России П. А. Энгельмейер вспоминал: «…в течение первого десятилетия своего развития автомобиль так упорно страдал детскими болезнями, что буквально не обходилось ни одной поездки без поломки; так что мы, пионеры автомобилизма, выезжая из дома на машине, знали определенно только время выезда и никогда не могли назначать время возвращения».

Свою долю неприятностей автомобилистам добавляли извозчики. Лошади пугались звуков автомобиля, из-за чего нередко происходили несчастные случаи. Тем не менее, лошадь упорно не хотела «уступать дорогу» своему «железному конкуренту». Профессия извозчика в то время была очень популярна. В 1910 году городская управа Новониколаевска выдала 289 знаков (аналог лицензии) для легковых пассажирских извозчиков, 1064 — для ломовых (перевозка грузов) и 22 — для водовозных. Согласно «Справочнику по городу Новониколаевску» 1913 года, в городе работало пять «ямщицких» (извозчичьих) контор. Не смотря на обилие лошадей и появление авто, в городе не знали, что такое светофор, а постановление о правилах уличного движения Новониколаевска было принято только в 1926. Первый пункт наконец-то определил общие правила движения: горожанам «воспрещалось загораживать тротуары, рубить на улицах железо, пилить дрова, пускать бумажные змеи, шары, играть в мячи, городки, бабки и другие игры, за исключением мест специально отведенных», в свою очередь в транспорте не разрешалось курить, оставлять без присмотра экипаж или машину, а также запрещалось ездить с высокой скоростью по ночам — экипажи должны были «ехать шагом», а автомобили «тихим ходом».

Так автомобиль постепенно стал обитателем дорог Новониколаевска. В 1914 году впервые поступило предложение о строительство трамвайной линии в городе. Это первый массовый автотранспорт Новониколаевска. Но строительство отложили. И первый трамвай на улицах города появился только в 1934 году. Эра машин постепенно вытесняла извозчиков с улиц города.


Оффлайн htv

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 255
  • -Получено: 132
  • Сообщений: 701
    • qvics.ru
    • Награды
  • Клубный номер: 69
  • Я езжу на : чём придётся
  • Город: Новосибирск
  • Район: Калининский
Re: Новосибирские истории
« Ответ #13 : 29-05-2017 19:10:04 »
Осенью 1948 года Совет министров СССР принял весьма загадочное, на взгляд современного новосибирца, постановление. В нём шла речь о ликвидации Новосибирского автозавода. Да, свой автозавод у нас в то время действительно был.
 
Создать и ликвидировать
 
Ещё в июне 1934 года в Новосибирске побывала специальная московская комиссия, члены которой искали место для строительства гигантского завода, способного выпускать до ста тысяч трёхтонных грузовиков в год. В течение последующих лет, вплоть до начала войны, московские, минские, ярославские и местные специалисты неоднократно возвращались к этому проекту. Был определён срок начала строительства – 1942 год. Но сначала наступил 1941-й, и об организации с нуля нового производства пришлось забыть.
 
Через четыре месяца после Победы, 8 сентября 1945 года, Иосиф Сталин издал указ о срочном – в три года – строительстве современного автогиганта. Запуск завода на полную мощность запланировали на 1948 год. Но вместо ожидаемого потока новеньких грузовиков в том году на свет появилось постановление о ликвидации уже практически созданного предприятия.
Всё производство, разработки, конструкторский отдел погрузили в поезд и отправили в Минск. Чтобы понять, почему это произошло, нам понадобится немного покопаться в истории отечественного автомобилестроения.
 
В Новосибирске собирались выпускать грузовики ЗиС-253. Эти автомобили были спроектированы и впервые изготовлены на Ульянов-ском заводе имени Сталина к 1 Мая 1944 года под руководством главного конструктора Бориса Шапошника.
 
Имя этого конструктора и теперь знают немногие. Почти вся его жизнь прошла за невероятно плотной завесой секретности. С начала 60-х годов прошлого века ни один военный парад на Красной площади не проходил без участия его могучих машин, которым удивлялся весь мир. Шапошник был создателем уникальных многоосных громадин — полноприводных тягачей на специальных колесных шасси повышенной проходимости грузоподъёмностью до 220 (!) тонн. Без этих машин, подставивших свои могучие плечи под баллистические ракеты, не было бы и самого грозного вида Вооружённых сил СССР, а сегодня России — Ракетных войск стратегического назначения. Но всё это будет потом.
 
«Американоязычное» производство
 
Вернёмся к ЗИС-253. Создание этой машины стало возможным благодаря ещё довоенному соглашению Советского Союза с американской фирмой «Дженерал моторс». В соответствии с ним наша страна приобретала оборудование, технологию и техническую документацию на производство трёх-, четырёх- и шестицилиндровых дизелей. ЗиС-253 был спроектирован именно под 83-сильный трёхцилиндровый американ-ский дизель. Этот грузовик грузоподъёмностью 3,5 тонны задумывался как унифицированный с перспективной московской грузовой моделью ЗиС-150, поскольку УАЗ вырос из эвакуированных на Волгу цехов ЗиСа. После того как были созданы более совершенные варианты кабины, капота и крыльев, автомобиль получил марку УльЗиС-НАМИ-253 и в таком оформлении экспонировался в 1945 году на автомобильной выставке в московском парке «Сокольники».
 
В 1946 году основное производство «американоязычных» грузовиков перенесли на Новосибирский автозавод, куда вслед за своим детищем переехал и Шапошник. Министр автомобильной промышленности Степан Акопов своим приказом назначил Бориса Львовича главным конструктором новорождённого сибирского завода.
 
Акопов, кстати, был первым автоминистром в нашей стране. Само министерство было создано только в 1945 году. Сталин и его окружение считали, что развитие советской автомобильной промышленности является первоочередной задачей послевоенного возрождения. 26 августа 1945 года было подписано постановление Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Наряду с расширением и реконструкцией таких предприятий, как ЗиС, ГАЗ, ЯАЗ, УралЗиС, пред-стояло построить новые заводы в Москве, Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове, Новосибирске с выходом с 1950 года на уровень производства полумиллиона машин в год. Пятую часть из них планировалось выпускать в Новосибирске. Первая новосибирская модель даже успела получить своё имя – НАЗ-253.
 
Город-неудачник
 
Двигатель для НАЗов должен был поставлять Ярославский автозавод. Для его производства на ЯАЗе соорудили новые цехи, куда уже с ноября 1944 года стало поступать закупленное в США оборудование.
 
В 1947 году в Новосибирске были собраны первые опытные автомобили НАЗ-253. Но неожиданно выяснилось, что следующие автомобили собирать не из чего: американское правительство затормозило поставки.
 
Началась «холодная война», и американцы прекратили продажу Советскому Союзу любых стратегических материалов, в перечень которых попало и оборудование для Ярославского автозавода.
 
В Москве в аналогичной ситуации оказался и завод имени Сталина (сегодня — ЗиЛ). Директор ЗиСа Иван Лихачёв принял тогда решение изготавливать нужные станки у себя на заводе. Ярославский директор на это не пошёл. А вышестоящие начальники не настояли. В результате от производства в Новосибирске грузовиков с трёхцилиндровым двигателем пришлось отказаться.
 
Новосибирский автозавод могла ожидать судьба минского МАЗа. Именно в столицу Белоруссии был откомандирован из нашего города конструктор Борис Шапошник для создания нового конструкторского бюро с задачей «разработать конструкторскую документацию, изготовить и провести испытания опытных образцов, поставить на серийное производство автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 тонн». В приказе об этом назначении говорится: «Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав отдела главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод». Был выполнен не только этот, но и все другие пункты приказа, причём в сроки, которые даже по нынешним временам кажутся рекордно короткими: разработана конструкторская документация по МАЗ-525, изготовлены опытные образцы, проведены их испытания, и уже в сентябре 1950 года начат серийный выпуск нового автомобиля. То есть на всё это, включая переезд к новому месту работы, ушло всего 10 месяцев.
Чтобы не искушать судьбу, производство ставших в будущем знаменитыми самосвалов неудачнику-Новосибирску не доверили. Как известно, Иосиф Виссарионович был большим мистиком. Почти полностью построенный первый в Сибири автозавод, не считаясь с колоссальными истраченными впустую средствами, ликвидировали.
 
А на бывшей площадке автозавода был построен Новосибирский завод химконцентратов.


Оффлайн skipper

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 36
  • -Получено: 128
  • Сообщений: 1522
  • Я есть, я не могу не есть
    • Награды
  • Клубный номер: 4
  • Я езжу на : Great Wall Hover 3
  • ВКонтакте:
  • Город: Новосибирск
  • Район: Золотая Нива
  • Instagram:
Re: Новосибирские истории
« Ответ #14 : 30-05-2017 09:51:32 »
вот многое про наш город знаю... про Шапошника читал неоднократно ... о его творениях на МАЗе .. но впервые узнал, что он у нас в городе был и планировался строиться автозавод....
Не знаешь что делать? ЖМИ!!!
Мы можем сделать чего угодно, мы можем выпить чего попало .... © Коридор
"это не страна, это Россия.." © Салтыков-Щедрин

Тэги: