Автор Тема: Отчет о маршруте «По землям сабиров», 2017  (Прочитано 975 раз)

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
Отчет о маршруте «По землям сабиров»,
прошедшем кольцом по территориям 7ми субъектов РФ (НСО, Кемеровская область, Хакасия, Красноярский край, Тыва, Горный Алтай и Алтайский край),
с пересечением трех горных массивов: Кузнецкого Алатау, Ергаков (Западный Саян), хребта Чихачева (Алтайские горы).



Даты прохождения: 05-20 августа 2017г

В маршруте участвовали экипажи: Оля+Андрей+Ярослав+собака Дозор (субару форестер), Саша+Наташа (ленд ровер Дефендер), Оля+Сережа (тойота рав4), Наташа+Юра (тойота прадо 120), Евгения (сузуки витара).

Нить маршрута: г. Новосибирск – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Новокузнецк – г. Междуреченск – пос. Майзас – с. Ортон – брод р. Ортон – пос. Казановка – с. Аскиз – с. Полтаково – Сафроновские Менгиры – Саяно-Шушенская ГЭС – с. Шушенское – г. Минусинск – Шалаболинская писница – с. Ермаковское – Каменный город – пешая радиалка на пер. Художников – г.Кызыл – с.Чадан – с. Хандагайты – с. Саглы –с. Кызыл-Хая - пер. Бугузун – с.Кош-Агач – с. Бельтир – пер. Карагемский – с. Акташ – с. Улаган – пер. Кату-Ярык – р. Чульча – пешая радиалка на вдп. Учар – с. Акташ – с. Шебалино – с. Черга – с.Усть-Сема – г. Бийск – г. Новосибирск


Немного о подготовке.
При разработке маршрута искали интересности, выбирали сложности, обменивались полезными ссылками, приставали к остальным участникам, чтобы они тоже всё прочитали. Маршрут оформлялся как спортивно-туристический 4-ой категории сложности. И вот наконец нить маршрута определена, заявка в турклуб подана, а еще только апрель. Оставалось ждать и готовиться… Было известно, что в качестве технических трудностей на маршруте будут крупные камни, многочисленные броды (некоторые их них могут быть довольно высокими и вызвать сложности для переправы). Были сомнения, легко ли машины пройдут эти броды (шноркели были только на двух машинах), преодолеем ли камни без поломок. Опережая итоги маршрута сразу напишу – броды оказались проходимыми (возможно просто повезло), с маршрутом успешно справились все экипажи (форестер только немножко глушитель оторвал, но с брутальным рыком доехал до победного). С погодой тоже повезло, почти на всем маршруте радовала. За 15 дней пройдено 3755 км.


1 день маршрута
Путь в этот день: г.Новосибирск – г.Новокузнецк – г.Междуреченск - пос. Майзас

Встреча экипажей была намечена на 9 утра 5-го августа на Тогучинской развилке на Ленинск-Кузнецкой трассе, т.к. два экипажа ехали с Академа через Кольцово. Накануне вымыла машинку, красииивая поедет… Но не тут-то было. Дорога через Кольцово грязная. К месту встречи моя машина приехала вся в крапинку. Друзья постебались конечно на тему того, откуда я такая приехала.
Собрались в колонну. В путь!

По пути по рации начали обсуждать план на сегодняшнюю часть маршрута. Выяснилось, что экипаж форестера хочет кушать – ведь от дома уже отъехали ))) Остановились в Журавлево. Голодные покушали, остальные ходили вокруг машин, в ожидании новых километров )

Следующая остановка была уже в Новокузнецке. Решили посетить Кузнецкую крепость. Вход стоит какие-то смешные деньги (10 или 20р), экскурсия подороже. Сходили на экскурсию, послушали об истории крепости.

Стены крепости толстенные, впечатляют.

Полетели дальше в сторону Междуреченска. В Междуреченске я упустила из вида впередиидущую машину, но дорога очевидная, еду, посматриваю в зеркало заднего вида, чтобы колонна в сборе была. После очередного поворота смотрю в зеркало – а там никого… Покликала в рацию, тишина… Поехала медленнее… Развернулась, поехала искать народ. Оказалось, что моя рация глюкнула и я не услышала, что все решили свернуть на заправку, не увидела с дороги ведущего колонны, когда проезжала мимо. Нашлись ) Еще порция шуток.

Выехали из Междуреченска. Дорога вдоль Томи. Погода замечательная, теплая и солнечная. Как мы поняли, в такую погоду междуреченцы надувают камеры или пляжные матрасы и едут сплавляться по реке, начиная далеко от города. И, судя по количеству сплавляющихся на матрасах, это должен делать каждый уважающий себя междуреченец.

Экипаж Саша+Наташа попросил остановку, машина требовала внимания. Остановились. Пока Саша выяснял причину небольшой неисправности мы дошли до речки. Минут 20 провели у реки, лениво ополаскивая ножки в Томи, рассматривая многочисленных расслабляющихся сплавщиков на всяческих надувастиках.

Неисправность определена, не страшна - в путь!

Вскоре доехали до пос. Майзас, повернули на понтонный мост через Томь и ушли на гравийку в предгорья Кузнецкого Алатау…

Гравийка пыльная, но машин практически нет. План на этот день уже выполнили, осталось подыскать место ночевки. Высмотрели едва заметный поворотик, проверили – да, подойдет. Галечный берег маленькой реки, надежно спрятанный от дороги.


Речка называется Большой Майзас. Ну, большой – не большой, но уровень реки по грудь, если найти заводь и сесть в нее. Еще светло и тепло. Кто-то кинулся устанавливать палатку, кто-то плюхаться в речке, кто-то стол накрывать – а отпуск то уже начался!



В этот вечер жгли костер, продолжали купаться пока совсем не стемнело, ели и запивали – в общем, предвкушали предстоящий длинный путь. Как оно будет? Что ждет завтра?...

Пройдено 490 км, 5,5 часов в пути (за вычетом остановок).
"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Оффлайн Sergy

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 130
  • -Получено: 270
  • Сообщений: 2489
  • ...Да прибудут с нами лошадиные силы!!...
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 1
  • Я езжу на : RAV4
Движущиеся картинки первого дня :) -
Если бензопила с собой, через определенное время всего может оказаться в два раза больше... :)

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
2 день маршрута

В этот день выезжаем из Кемеровской области, въезжаем в Хакасию: от стоянки на р. Большой Майзас – с. Ортон – с. Вершина Теи – с. Казановка

Сегодняшняя часть маршрута могла бы быть названа «Водный мир», «Водные процедуры», «Аквапарк», а может «1001 ночь брод».
В 10 утра выехали со стоянки, сначала ехали по сильно пыльной дороге, приходилось отпускать друг друга из вида, чтобы не глотать пыль. Дорога хоть и пыльная, но хорошо укатанная, через все речки наведены мосты.

Спустя 65 км доехали до с. Ортон, въехали в него, поискали дорогу, не нашли, выехали обратно. Оказывается, в село въезжать не надо, а надо уходить левее до моста. Вон мы пылим, выезжаем обратно на мост.

Сразу отсюда дорога сильно портится, накатанной не выглядит. Стали встречаться многолетние лужи и маленькие бродики. Затем упоминание о лужах и бродиках из разряда «стали встречаться» следует перевести в «непрерывно». Пытались подсчитывать броды. Но их было столько, что трудно было не сбиться. Часто один брод незаметно переходил во второй, осложняя подсчет, либо являлся своеобразным дорожным покрытием – то ли река выбрала руслом дорогу, то ли наоборот. Одно точно - «зато не пыльно».




По результатам обобщенных подсчетов сделали вывод, что на этом участке пути было 35 бродов. В основном они совсем мелкие и сложностей не представляют. Только один брод показался более серьезным – через р. Ортон. Река в этом месте широкая (около 30 м), высота брода примерно 50 см. Все преодолели успешно, шноркели не понадобились.



Другой сложностью пути было то, что дорога идет горками – то вверх на метр, то тут же вниз. Внизу обязательно лужа. Это выматывает. Меня даже немного укачало, хоть и за рулем. Как на американских горках весь день. Встречались валуны (иногда под водой в лужах), надо было лавировать. Вот где-то на этих горках форестер и цепанул глушителем камни, да не один раз. Еще и порогом прикладывался. В общем, так-то ничего особо сложного, но большинство водителей сошлись на мнении, что больше этой дорогой не поедут (большинство, да не все).

Часть той дороги покрыта лежневками, бревнами поперек направления дороги. Очевидно это болотистые места и только лежневки могли помочь – дешево и сердито. Бревна уже старые, некоторые совсем «сточились».

Но помимо выматывающих вверх-вниз, луж и бродов, были и другие впечатления. Глухая тайга, свежие запахи, пышная растительность и цветы – красота! Постепенно набирали высоту. В одном месте увидели, что по обочинам припарковано порядка 10 авто, явно приехавших отдельно друг от друга. Хозяев не видно. Первая мысль – рыбаки, место рыбное какое-то. Потом умная мысль – какие рыбаки, мы лезем на перевал, здесь рыбы нет. Как потом выяснили, это было ягодное место, черничник вроде. Преодолевая сегодняшний путь прошли три перевала - таежная растительность, наверху сквозь вершины елей открываются виды гор Кузнецкого Алатау.




Выехали из Кемеровской области и въехали в Хакасию.
Раза два встретились дорожные знаки. У одной развилочки тормознулись перекусить.


По бокам от дороги появились отвалы камней, а затем вдруг выехали на какую-то серьезную технологическую площадку с кучей техники. Дорога перекрыта шлагбаумом. Вышел охранник. Первый экипаж поинтересовался, что это здесь добывают – нам открыли шлагбаум и вежливо попросили удалиться. Что мы и сделали, пока охранник (с оружием наперевес) не передумал )

Въехали в с. Вершина Теи на Т-образный перекресток, чуть запутались, куда ехать, разобрались и помчались по уже хорошей гравийке – о, как чудесно ехать по ровному!


В этом поселке добывают железную руду. Карьер видно с дороги.

А так карьер выглядит с космоса )

Доехали до перевала Аян, остановились посмотреть по сторонам.

Еще немного и перед с. Бирикчуль начался вообще асфальт! И не просто асфальт, а с разметкой! О чудо! Обмениваемся этой радостью по рациям.


Устали уже, но осталось совсем не много до запланированного места ночевки. А место ночевки замечательное и усталость сняло как рукой, когда каждый выбрал на полянке свой пятачок и поставил свою палаточку, соорудили из ряда столиков столовую зону, разожгли костерок. Рядом шумит река…

У некоторых даже нашлись силы отправиться в пешую прогулку к каменной бабе. Остальные решили уже никуда не спешить, осмотр достопримечательностей отложился на утро.

Место стоянки примечательно было еще и тем, что за два года до этого, с точностью день в день, мы уже здесь останавливались, когда путешествовали с девочками по Хакасии по совсем другому маршруту. Здесь отпраздновали юбилей моей мамы. С этого же места в этот раз я ей дозвонилась и поздравила с Днем рождения.

Ночью гроза собиралась, но ограничилась шумовыми эффектами.

Стоянка эта была в пешей доступности от музея под открытым небом, недалеко от с. Казановка, на берегу р. Аскиз.

Пройдено за день всего 220 км, почти 7,5 часов в пути (за вычетом остановок).
« Последнее редактирование: 28-03-2018 10:11:07 от Nedea »
"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Оффлайн Sergy

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 130
  • -Получено: 270
  • Сообщений: 2489
  • ...Да прибудут с нами лошадиные силы!!...
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 1
  • Я езжу на : RAV4
Если бензопила с собой, через определенное время всего может оказаться в два раза больше... :)

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
3 день маршрута

План на день: Музей Казановка – с. Аскиз – с. Полтаков – Сафроновские Менгиры – Саяно-Шушенская ГЭС – с. Шушенское, пересечем границу между Хакасией и Красноярским краем.

Этот день был насыщен посещением рукотворных достопримечательностей, древних и современных.

Погода радует – тепло, солнечно. Стоянка очаровательная: речка журчит, поляна украшена зелеными пучками диких ирисов. Завтракаем, собираемся.

Рядом со стоянкой старенький покосившийся мостик. Пока еще по нему можно пройтись.

Выехали со стоянки в 10 утра. Сразу же остановка – чтобы сходить к Менгиру Ах-Тас (Белый Камень) рядом с музеем-заповедником «Казановка».
Изваяние Ах-Тас, или «Белый камень» - одинокий гранитный памятник, находящийся в окружённой горами живописнейшей долине Кюг (райское место, счастье), появился в долине около 4х тысяч лет назад. Тысячелетиями Ах-Тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. По местным поверьям, камень находится на «тропе горных духов». Подход сюда разрешён только пешком.
Поэтому машинки оставляем ждать нас и топаем по полю к памятнику.




Выезжаем из Казановки, едем в сторону с. Полтаков, чтобы посмотреть на каменное изваяние Хуртуяг-Тас. Территория огорожена, сама каменная стела стоит под крышей и за стенами, чтобы погодные условия как можно меньше вредили древнему памятнику. Экскурсовод рассказала легенды о Хуртуяг-Тас и о том, как следует проводить обряды.

Изваяние Хуртуях тас, известное науке с 1722 года, пользуется среди местных жителей особым почитанием, как объект женского культа и покровительница материнства. (А. Н. Липский - археолог-этнограф)

Легенды есть разные, одна из них: «Сартакпай - муж Хуртуях, возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги и вторглись на территорию Хакасии. Усадил тогда Сартакпай жену свою Хуртуях и двух своих сыновей на коней. Напутствуя, просил он скакать их прочь и не оборачиваться под страхом немедленной смерти. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Разогналась женщина и перепрыгнула на своем коне на другой берег, не удержавшись, обернулась Хуртуях, и увидела она как гибнут в водах бурной реки ее сыновья. Взмолилась тогда Хуртуях о справедливости. И обратили боги ее в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия»

При музее Хуртуяг-Тас еще есть пара юрт, показывающих традиционные хакасские жилища.

Машинки ждут нас.

Пополняем запасы питьевой воды на территории музея

В Хакасии много культурно-исторических памятников. И этот район не исключение. Теперь нам нужно совсем немного проехать (в с. Полтаков), чтобы посетить музей наскального искусства под открытым небом Хайа Хоос.

Экспозиция поразила – здесь собрано около 100 каменных стелл, около 1000 древнейших рисунков. Большая часть рисунков относится к творчеству тагарцев. Они проживали на территории Хакасско-Минусинской котловины в VII — III веках до н.э. Там же можно увидеть стелы, относящиеся к окуневской культуре (к. III — нач. II тысячелетия до н.э.). Наибольшее количество рисунков относится к периоду бронзы (II-I век до н.э.). В основном эти камни были собраны в окрестностях села, при строительстве оросительной системы.
Сюда к символическому кургану, насыпанному совсем недавно, были свезены плиты с многочисленных курганов, раскопанных археологами в степной Хакасии в 1980-е годы. Инициатором создания этого музея был профессор Ленинградского (тогда) университета начальник Енисейской археологической экспедиции - Дмитрий Глебович Савинов. Экспедиция, которой он руководил тогда, включала в себя несколько отрядов. Они в новостроечном режиме "чистили" от курганов поля, на которых должна была работать оросительная система "фрегат". Эта система может быть развернута только на ровных полях без сколько-то значимых неровностей. А на этих полях в степной части Хакасии древних рукотворных неровностей в виде курганов было предостаточно. Курганы в разные эпохи истории этой территории обставлялись каменными стелами. На многих из этих стел древнее население Хакасии оставляло наскальные рисунки. Часто этих стел переиспользовались - брались с курганов более ранних эпох. В более поздние времена, когда люди уже забыли, откуда взялись именно эти курганы, они продолжали наносить свои рисунки на древние (уже с их точки зрения) курганные стелы. Но "фрегатам" нужна ровная поверхность безо всяких плит. С рисунками или нет, не важно. Слава Богу, нашлись люди во главе с Дмиртием Глебовичем, которым было не безразлично древнее искусство. Вот так и возникла в маленьком хакасском аиле Полтаков уникальная галерея древнего искусства начиная с "нового" каменного века (неолита) и кончая этнографической современностью.

Экскурсовод рассказал много о представленных рисунках, подсказал, что они могли означать - познавательно, насыщенно, интересно.







Едем дальше, теперь ищем дорогу к Сафроновским Менгирам. Они находятся на холмах за с. Сафроново. Нашли. Впечатляют…







Немного перекусываем, т.к. уже давно обеденное время, и вперед – нам еще многое предстоит сегодня!

Возвращаемся на трассу в сторону Аскиза, поворачиваем на Саяногорск. Теперь наш путь ведет к Саяно-Шушенской ГЭС - крупнейшей по установленной мощности электростанции России, 14-й среди действующих гидроэлектростанций в мире). Расположена на реке Енисее, на границе между Красноярским краем и Хакасией, у посёлка Черёмушки, возле Саяногорска. Уникальная арочно-гравитационная плотина станции высотой 242 м — самая высокая плотина России и одна из высочайших плотин мира. Название станции происходит от названий Саянских гор и расположенного неподалёку от станции села Шушенское. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, начатое в 1963 году, было официально завершено только в 2000 году.

Эргономично вписались в скульптурную экспозицию (Памятник строителям ГЭС на смотровой площадке. Открыт в 2008 году).

В какой-то момент обнаружили, что мужская половина команды (включая Дозора) отделилась… Запечатлели.

Ну тогда и женскую половину запечатлим!

Теперь финальный пробег – до с. Шушенское. Но по дороге еще останавливаемся у рыбной фермы, покупаем свежайшую форель…

Пересекаем мост через Енисей, одновременно и границу между Хакасией и Красноярским краем. Теперь бросок до Шушенского, хорошо известного в СССР места ссылки В.И. Ленина.

Времени на посещение музея в Шушенском, увы, не было. Маршрут насыщенный, расписанный буквально по часам.
На стоянку поехали к оз. Перово.
Озеро Перово располагается на территории Красноярского края, является природным объектом национального парка «Шушенский Бор». Это озеро является составной частью озерно-болотного комплекса, ландшафтного реликта ледникового, а также послеледникового периода, возрастом большее 200 тысяч лет.

На заметку тем, кто решит выбрать оз. Перово для стоянки – места платные, с туалетами, столиками, но самих мест не много. Мы хоть и были в рабочий день, но место нашли с трудом.

Погода продолжала баловать, днем было жарко. Теперь уже ничего нас не остановит от купания!

Из части форели сделали чушь (свежая рыба быстрой засолки), остальную запекли в фольге на углях… как это было вкусно!


Пройдено за день 340 км, 5 часов в пути (за вычетом остановок).

"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Оффлайн Naga

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 152
  • -Получено: 165
  • Сообщений: 646
  • Что бы ты не делал ты делаешь себя.
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 1
  • Город: Новосибирск
Женя, как здорово, что находишь время писать  :)
Так приятно вспоминать!
Поймала золотую рыбку, она меня очень внимательно выслушала и сказала: "Жарь!"

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
Согласна, приятно вспоминать и восстанавливать хронологию, что оказалось не просто, уж очень много всего было осмотрено и разведано )
Ожидание нового летнего сезона придает сил для описания впечатлений предыдущего )
"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Оффлайн Sergy

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 130
  • -Получено: 270
  • Сообщений: 2489
  • ...Да прибудут с нами лошадиные силы!!...
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 1
  • Я езжу на : RAV4
Ну вот еще и в движении - для более полных и чувственных воспоминаний :)
Если бензопила с собой, через определенное время всего может оказаться в два раза больше... :)

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
4 день маршрута

План на день: оз. Перово (с. Шушенское) – г.Минусинск – с.Курагино – Шалаболинская писаница – с. Курагино – с. Ермаковское – Ергаки

Утром пасмурно - хорошо, что накупались накануне вечером.

Снимаемся со стоянки, проезжаем вдоль берега чуток и оказываемся у шалаша Ленина.

«Здесь во время охоты любил отдыхать В.И. Ленин». Современные дети уже не поймут, в чем прикол )) Но наше детство прошло в прошлом веке, для нас смысл понятен ) Вряд ли это «тот самый шалаш», но тоже интересно.

Парковочка возле шалаша.

Теперь наш путь в сторону севера – через Минусинск и с. Курагино к Шалаболинской писанице.
В Минусинске сделали длительную остановку, Оля-oyka накануне напугала нас сильным кашлем, заставили ее показаться врачам. Под конвоем из пяти машин привезли ее в поликлинику Минусинска ) Ничего страшного врачи не обнаружили и мы со спокойной душой продолжили машрут.

Примерно от с. Курагино начинается гравийка. В с. Шалаболино пришлось спрашивать местных. Дорожка к писанице не очевидная, грунтовка. Покрутились, нашли вроде правильное место.

Чтобы понять, правильно ли нашли место, нужно было обнаружить петроглифы )

Шалаболинская писаница — памятник наскального искусства, расположенный на правом берегу реки Тубы, правого притока Енисея, на высоком (до 200 м), крутом береговом скальном массиве, сформированном девонскими песчаниками, который имеет протяженность в северо-восточном направлении около 2,5 км. Это крупнейший памятник древнего наскального творчества в Красноярском крае. Наскальные рисунки относятся к разным эпохам, но в основном там представлен большой пласт Окуневской культуры. Многие ученые сходятся на мысли, что это место было, своего рода, храмом под открытым небом: здесь совершались ритуальные обряды и жертвоприношения. С такой точки зрения, наскальные рисунки выступают предками современных икон, только изображающие не святых людей, а животных и небесные светила.

Было две тропы – по низу под горой и поверху, в гору. Время поджимало, нам еще в этот день предстоит перегон в Ергаки. Погода портится, небо хмурится, грунтовку развезет, если дождь ливанет – в общем, надо торопиться. Втроем (я, Оля-Naga и Оля-oyka) решаем немножко подняться в гору, чтоб понять, нужная ли это тропа. Чуток поднимаемся, потом еще чуток, а вон теперь до той полочки (там, наверное, видно), а вон там что за скалы, ну теперь вон до той полки, а теперь до тех сосенок… Так и забрались почти на самый верх горы – туда, где установлен флаг РФ. Присматривались к каждому скальному выступу, пытались заглянуть под обрыв, но никак петроглифы не попадались. Даже какое-то возмущение появилось – ну что древним людям, сложно было что ли в этом прекрасном месте, на этих удобнейших скалах оставить рисунок?? Поднимались похоже долго…


Виды были замечательные, с горы открылась красивая панорама на извилистую реку Туба, деревню на другом берегу, окрестные поля и холмы.




А вот петроглифы так и не показывались. Наконец-то решили, что искать нужно было по нижней тропе и в темпе вальса стали спускаться. Навстречу поднималась маленькая группа. Женщина, сопровождавшая ту группу, знала, куда нужно смотреть, чтобы увидеть петроглифы по верхней тропе. Наконец-то они найдены!

Еще несколько красивых кадров перед спуском с горы

Вдоль нижней тропы довольно быстро встретилось несколько крупных петроглифов, дальше по тропе уже не пошли, т.к. пора было стартовать дальше.

Вновь проезжаем р. Туба

Временами моросит, погода в этот день не балует

Степные пейзажи Минусинской котловины стали сменяться холмами и горами.

Вот и предгорья Западных Саян, начинаются Ергаки

Приметили указатель… нам сюда тоже надо… поедем завтра

Одна из баз в Ергаках:

Хмурое от пасмурной погоды озеро Ойское

Ергаки встретили нас настороженно – «с добрыми ли вы намерениями, путники?». Прохладно, сыро… Те, кто уже здесь бывал, знали, что это нормальная погода… поливает здесь часто, это видно и по местной растительности – пышная, густая, как будто кто-то потратил здесь все свои зеленые краски. Поставить машины близко к палаткам нельзя, только на парковках. Для палаток в Ергаках теперь только специальные места с деревянными настилами, чтобы влияние на природу было минимальным. За установку палатки без спец. настила серьезные штрафные санкции. Пришлось потаскать вещи от машин к кемпингу.
Место было очень уютное, окруженное разнообразными хвойными. Неподалеку шумела бойкая река Тушканчик. Фото мало, т.к. было пасмурно и моросило. Установили большую палатку в качестве кухни, чтобы не зависеть от погоды. Здесь нам предстоит три ночевки.


Пройдено за день 495 км, почти 7 часов в пути (за вычетом остановок).
"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Оффлайн Александр 25

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 109
  • -Получено: 61
  • Сообщений: 647
  • Никогда не здавайся!
  • Достижения 3 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 25
  • Я езжу на : LR Дефендер. SY Корандо.
  • Город: Новосибирск.
  • Район: Ленинский.
Дополню Евгению (надеюсь,ругать не будет). Река "Тушканчик.
Выходные !!! Прокричал мозг , и унёс опу в неизвестном направлении !
Пока есть .опа - приключения не закончатся!

Оффлайн Александр 25

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 109
  • -Получено: 61
  • Сообщений: 647
  • Никогда не здавайся!
  • Достижения 3 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 25
  • Я езжу на : LR Дефендер. SY Корандо.
  • Город: Новосибирск.
  • Район: Ленинский.
 Лагерь.
Выходные !!! Прокричал мозг , и унёс опу в неизвестном направлении !
Пока есть .опа - приключения не закончатся!

Оффлайн Александр 25

  • Ветеран Клуба
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 109
  • -Получено: 61
  • Сообщений: 647
  • Никогда не здавайся!
  • Достижения 3 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 25
  • Я езжу на : LR Дефендер. SY Корандо.
  • Город: Новосибирск.
  • Район: Ленинский.
Ужин.
Выходные !!! Прокричал мозг , и унёс опу в неизвестном направлении !
Пока есть .опа - приключения не закончатся!

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
Дополню Евгению (надеюсь,ругать не будет). Река "Тушканчик.
Не буду :) Спасибо за дополнение - в моем арсенале фотографий с этой стоянки похоже нет pardon
"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
5 день маршрута

План на день: никакого особого плана. Дневка в природном парке Ергаки.

Мужчины просили дневку – настоящую, чтоб никуда не ехать и желательно никуда не ходить.
Женской троице, пробежавшейся накануне на гору в поисках Шалоболинской писаницы, на месте не сиделось. Сели в сузуку и поехали куда глаза глядят. Больших планов не строили – моросило с утра, низкая облачность. Ну, как получится, так получится. Очень хотелось увидеть побольше в этих горах. А названия гор, рек и озер здесь одно другого краше: озеро Горных Духов, Пик Звёздный, Зуб Дракона, Висячий камень, Спящий Саян, озеро Художников, гора Парабола – можно долго перечислять :)

Легенда о Ергаках
"В одном из селений жили муж да жена. Все было в их доме: и любовь, и достаток, и дети. Но вот беда, рождались на свет у них одни девочки. А какой с них толк, вырастут да уйдут в чужой дом. Сын же - это продолжение рода, это опора и гордость родителей. Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, встретил хозяин странника, устало бредущего по дороге. И пригласил он его к себе на ужин, а потом и на ночлег. Так уж получилось, что за ужином и рассказал он чужестранцу о своем горе. Ничего не сказал гость, а утром, уходя, протянул он хозяйке спелое яблоко со словами: "Съешь половину сама, а половину отдай мужу. Ровно через 9 месяцев родится у вас сын, крепкий и румяный, как этот плод". Не поверила женщина гостю, но все сделала так, как он велел. А вскоре почувствовала, что понесла. Через положенный срок родился у них сын. Не ребенок, а богатырь. Так и нарекли его Батыром. Рос он не по дням, а по часам. И быть бы ему как все, да избаловали долгожданную радость родители. Не простым человеком он рос, а настоящим баем. Работать не умел, да и не хотел вовсе. И решил Батыр однажды, что жить ему надо на небе, среди богов, где, по словам стариков, ничего делать не надо: только ешь, спи, да забавам предавайся. И так захотелось ему божьей жизнью пожить, что забрался он на самую высокую гору, протянул вверх руки и крикнул: "Эй, вы, Боги! Посмотрите на меня, Батыра! Я умен, я красив, я достоин жить рядом с вами." Разгневались боги, услышав горделивую речь простого смертного, обратили его в камень и низвергли в тартарары. А в назидание будущим поколениям оставили руку гордеца на земле - пальцы-скалы, которые и по сей день тянутся к небу..." (www.mountain.ru/...)

Доехали до Буйбинского перевала в надежде увидеть скальную гряду Спящий Саян. Но низкая облачность не позволила ничего рассмотреть. На перевале построен противолавинный тоннель.


«Ну как там, Спящего Саяна не видать?» - «Неть»

На высшей точке Буйбинского перевала, в месте пересечения ЛЭП 220кВ с автотрассой М54 в 2002 г разбился генерал Лебедь, пролетавший здесь на вертолёте. Место катастрофы было отмечено крестом, а позже построена часовня.


Решили попробовать проехать к Каменному городу. Администратор базы, на которой была наша стоянка, говорила, что проехать туда можно только на ГАЗ-66 и уазиках, и вообще там легко заблудиться, надо с экскурсоводом ехать. Нас эти страшилки не впечатлили, поехали смотреть дорогу. От поворота с трассы до Города 28 км по гравийке. Дорога к Каменному городу – это старый Усинский тракт, ныне заброшенный. Мосты снесло и новые не строятся.


На дороге стоит шлагбаум – нужно записаться и оплатить по 100 р с человека за посещение, получить пропуск. Работник пропускного пункта глянул на машину и вынес вердикт – брод проедете, езжайте смело. Это придало уверенности, когда мы увидели брод )
Нам конечно сказали, что мы проедем, но все же сначала выходим из машины, чтобы оценить препятствие. Ок, вроде проезжаемо – поехали!

Проехали, сфотографировали ватерлинию )

Далее дорога была сплошь из луж и небольших ямок. Был еще брод помельче, и речки, текущие по дороге.


Бывшие мосты.


Оля, как заправский штурман, проверяет уровень следующего брода.



« Последнее редактирование: 09-04-2018 12:07:51 от Nedea »
"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Оффлайн Nedea

  • Administrator
  • Форумчанин
  • *****
  • Спасибометр
  • -Выдано: 141
  • -Получено: 239
  • Сообщений: 2460
  • Достижения 1 разряд по спортивному туризму
    • Награды
  • Клубный номер: 3
  • Я езжу на : suzuki vitara
  • Город: Нск
  • Район: Академ
Приехали. У начала тропы к Каменному городу установлен вагончик, проверяют пропуска. С удивлением посмотрели на нашу женскую команду, приехавшую одной машиной.

Тропа замечательно обустроена, длина в одну сторону 3,2 км. В самом начале, когда нужно резко набрать высоту, построена лестница. Не знаю, сколько ступенек, но вроде больше, чем в 9-этажном доме. Потом такого сильного набора высоты уже не будет, так что если одолели эту лестницу, то дальше уже должно быть легко )




Часть тропы покрыта деревянными настилами и лесенками. У примечательных мест установлены информационные таблички, поясняющие, что это за место. Очень здорово, спасибо тем, кто это создал!



Пышная зелень… вот бы сейчас такую увидеть )

«Стороженая башня» (1589 м над уровнем моря)
«Ночью предатель по имени Змеиго впустил вражеских всадников в город. Все жители города, от старого до малого, грудью встали на защиту своей жизни и свободы. Грозным валом священного гнева и богатырского мужества они обрушились на врага, но было уже поздно.»

Место поклонения местным духам (1579 м над уровнем моря)

Вид на долину реки Малая Оя, часть Усинского тракта и хребет Кулумыс.

Вид на часть Каменного города

Каменные стражники

Идем дальше по тропе

«Светлица Ои с поднебесным оконцем»

Название остальных точек посмотрите своими глазами, когда приедете погулять в этих сказочных местах )

Горы любят настойчивых, а потому нам улыбнулось Солнце - «посмотрите уже эти красоты и возвращайтесь назад, вас там ждут» :)

На тропе встретили 2 или 3 группы других туристов. Воспользовались помощью, попросили сфотографировать нашу банду )

Преодолеваем броды на обратном пути.


Наверное можно заметить, что преодоление брода странное – то в одну сторону, то в другую ) Это вам не показалось. Сначала надо было перевести фотографа, потом вернуться на исходную позицию и снова его проехать. Машинка удивилась маневрам хозяйки, но надо - так надо.
« Последнее редактирование: 12-04-2018 17:43:28 от Nedea »
"Я хочу повесить карту мира у себя дома, и воткнуть булавки во все места в которых я был. Но сначала нужно будет съездить в два верхних угла карты, чтобы карта не упала со стены." (с) Энтони де Мелло

Тэги: